В декабре 2019 года президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по созданию авиакомпании для перевозок на Дальнем Востоке, поскольку в этой части страны налаженное воздушное сообщение особенно важно из-за больших расстояний, сложных климатических условий и нехватки инфраструктуры. Наступил 2021 год и сегодня мы имеем название единой авиакомпании – «Аврора», базовую компанию, на основе которой будет создан единый дальневосточный авиаперевозчик в ближайшее время и стратегию создания авиакомпании.
Алексей Чекунков, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, подчеркнул, что одной из основных проблем авиационной доступности является отсутствие синхронизации на уровне маршрутов: люди, прилетев в один населенный пункт, могли по три дня ждать следующий рейс.
Кроме того, по его мнению, малые аэродромы смогут стать точкой притяжения для жителей самих населенных пунктов. Поэтому, при воссоздании аэродромной инфраструктуры на Дальнем Востоке одной из концепций, которая сейчас обсуждается, стал унифицированный малый аэродром, где кроме транспортной функции будут еще и объекты торговли, и общепит.
- Самое главное — централизованно принять решение о маршрутной сетке, о самолетах, унифицировать качество услуг. Главное, что будет единый центр для принятия решений, куда, на чем и когда летать. С непременным приоритетом авиатехники российского производства. И мы с большим нетерпением ждем выхода серийной версии малого самолета. Думаем, что это будет малый самолет «Байкал», - подчеркнул Алексей Чекунков.
При этом, например, Вячеслав Дмитриев, директор туристского агентства «Байгал Трэвэл», изюминкой которого является организация отдыха в Бурятии, считает, что создание такой авиакомпании с ценами на перелеты ниже ныне существующих, даст развитие туризму между дальневосточными регионами.
- Мы полетим на Камчатку, в Магадан, на Чукотку, Сахалин, интересно же там побывать, но сейчас это не так просто. Думаю также жители других регионов хотели бы посмотреть Байкал, Забайкальские степи. Особенно если сопоставить с той политикой, которая ведется Ростуризмом: кэшбэк за отдых и прочее. А наши курорты сейчас предлагают и восстановление после ковида. Например, Нилова пустынь в Тункинском районе, - считает Вячеслав.
Бывший министр экономики Республики Саха (Якутия) Александр Кугаевский говорит о законах жизнеспособности авиапредприятий: больше сеть авиалиний, больше спрос на перевозки – ниже тарифы, больше парк самолетов и вертолетов, больше свобода маневра самолето-вертолетным парком – выше надежность перевозок и больше способность выжить, предоставить необходимый объем услуг населению и работать с прибылью.
- Это особенно важно в условиях капризов Арктической и Дальневосточной погоды. С этих позиций единая дальневосточная авиакомпания - это хорошо, - подчеркивает Александр Кугаевский, - На самом деле здесь очень много организационных, производственных, экономических и финансовых вопросов. Авиация – это не городской автобус.
Анна Бардаль, ведущий научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН по теме экономики транспорта и транспортной инфраструктуры, считает, что создание на Дальнем Востоке единой авиакомпании это долгосрочный стратегический проект, преследующий несколько целей. Она отмечает, что первоначально авиакомпания рассматривается как своеобразный альянс уже действующих региональных перевозчиков, работа которого будет координироваться в том числе региональными властями. Предполагается развитие маршрутной сети и организация перевозок в труднодоступные населенные пункты. Как концептуальная идея данный процесс может быть оценен положительно.
- Говоря о развитии внутреннего транспортного потока, хотелось бы обратить внимание и на ту часть поручений президента, которая касается расширения программ региональных и местных перевозок. Для нашего макрорегиона этот вопрос не менее актуален, чем развитие воздушного сообщения с центральными и западными районами страны. В условиях Дальнего Востока обеспечить транспортную доступность значительной части северных территорий возможно лишь при использовании воздушного транспорта. Важно, что федеральные власти понимают это и уделяют внимание данному вопросу, - считает Анна Бардаль.
Необходимо отметить, что федеральный центр действительно уделяет огромное внимание транспортной доступности Дальнего Востока. Инициатива Президента снять возрастные ограничения на субсидируемые авиаперелеты внутри регионов Дальнего Востока еще одно тому подтверждение. Напомним, на заседании кабмина 21 января Росавиации выделены дополнительные 5 млрд рублей для субсидирования перевозок. Как отметил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, в прошлом году по сниженному тарифу перевезли более 500 тысяч жителей Дальнего Востока. «Сейчас благодаря дополнительным субсидиям этой возможностью смогут воспользоваться ещё не менее 450 тысяч человек. Цена билета на самолёт для дальневосточников составит от 8 до чуть более 10 тыс. рублей», - сообщил он.
Источник: Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики