Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал ряд поручений по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Портал NaDV.ru выделил наиболее важные объяснил, какие изменения ждут макрорегион.
Инвесторам помогут выплачивать кредиты
Дальневосточным инвесторам помогут выплатить проценты по кредитам, которые они взяли в российских банках на реализацию инвестпроектов. Часть затрат покроет субсидия, её сумму определят исходя из средств, которые предусмотрены в федеральном бюджете на 2018-2020 годы на поддержку инвестпроектов ДФО.
Субсидия по выплате процентов по кредитам станет реальной помощью для дальневосточного бизнеса, считает заместитель гендиректора «Промышленного парка Уссурийский» Дмитрий Рамёнов, чья компания является резидентом Свободного порта Владивосток.
— Банки кредитуют обычно не более 70% от стоимости проектов. К примеру, если инвестпроект обходится в 1 млрд рублей, то предприятие может взять в банке 700 млн рублей, а оставшуюся сумму нужно вложить из собственных средств. Процентная ставка по кредитам составляет около 12-13% годовых, то есть, в данном примере, инвестор должен выплатить порядка 100 млн рублей по процентам. Наша компания как раз искала такую программу, по которой бы нам субсидировали проценты по кредиту, — прокомментировал NaDV.ru Дмитрий Рамёнов.
Ответственные: глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
Сроки: соответствующие проекты актов должны быть внесены в правительство до 1 марта 2018 года.
Для бизнеса создадут электронный кабинет
У инвесторов Дальнего Востока появится электронный кабинет, где они смогут получить государственные и муниципальные услуги. В частности, оформить земельный участок, получить лицензии и разрешения, оплатить налоги и сборы, а также решить другие административные вопросы.
— В этом едином электронном кабинете у инвестора не будет вопросов, куда обращаться, в какие ведомства. Будет одна «точка входа» во все федеральные и региональные институты развития, министерства и ведомства, — заявлял Александр Галушка.
Запуск сервиса потребует внесения поправок в законодательство и соответствующей информатизации министерств и ведомств.
Сейчас для дальневосточных инвесторов уже работает одна электронная система — сопровождения проектов. С её помощью бизнес работает с Минвостокразвития РФ и институтами развития. Этот сервис даже установлен на рабочем столе компьютера полпреда президента в ДФО Юрия Трутнев и министра Александра Галушки. В режиме онлайн чиновники видят, с какими проблемами сталкиваются инвесторы и что требует оперативного разрешения. В эту систему заведены 602 проекта.
Ответственные: министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Максим Орешкин, глава Минкомсвязи Николай Никифоров и органы исполнительной власти регионов ДФО.
Сроки: создать кабинет инвестора должны до 1 сентября 2018 года.
Инфраструктуру для ТОР будут строить быстрее
Дмитрий Медведев поручил разработать закон, который упростит процедуру и сократит сроки создания объектов инфраструктуры территорий опережающего развития (ТОР).
Ранее полпред президента в ДФО Юрий Трутнев указывал на задержки в строительстве ряда территорий, в частности, камчатских, хабаровских и приморских. Так, 7 декабря в рамках рабочего визита в Приморский край он раскритиковал работу региональных властей за отсутствие дорог и электроэнергии в ТОР.
— Так это же всё влияет на привлекательность, на инвестиции, на желание партнёров с нами работать! ‹…› Проволочки со стороны региональной администрации больше продолжаться не должны, — заявлял полпред.
По данным Минвостокразвития РФ, в среднем инфраструктура на Дальнем Востоке слабее в 10 раз, чем в центральной части страны. Решать эту проблему предложено двумя способами.
Первый – необходимую инфраструктуру на площадках ТОР за счёт бюджетных средств создаёт Корпорация развития Дальнего Востока (КРДВ). Сейчас строится уже более 130 объектов.
Второй – субсидии на строительство коммуникаций, которые дают персонально инвесторам по результатам конкурсного отбора. То есть компания берет на себя обязательства построить инфраструктуру, и получает на это необходимые средства. Сегодня такую возможность получили уже 14 компаний.
— Например, в якутском Нерюнгри компания «Колмар» для своей обогатительной фабрики за счёт средств этой субсидии построила линию электропередач. Уже работает и фабрика, и ВЛ (воздушная линия). ‹…› В активной фазе сейчас строительство большой ЛЭП для Наталкинского месторождения в Магадане – один из самых крупных проектов на Дальнем Востоке. ‹…› Ему выдали федеральную субсидию почти на 10 млрд рублей, — рассказал замминистра по развитию Дальнего Востока Александр Крутиков
Ответственные: глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Максим Орешкин, глава Минстроя Михаил Мень, министр транспорта Максим Соколов внесут соответствующий законопроект в правительство РФ до 1 марта 2018 года.
Сроки: законопроект должен быть внесен в Правительство до 1 марта 2018 года.
Работающим в ТОР и СПВ иностранцам упростят процедуру получение визы
Иностранным работникам предприятий ТОР и Свободного порта Владивосток (СПВ) упростят получение визы и увеличат срок действия многократной визы.
На Дальний Восток специалистов приглашают, чтобы они наладили работу нового или уникального для страны оборудования, обучили сотрудников, запустили предприятия. Сейчас срок действия многократной деловой визы для них составляет 90 дней, и этого не всегда хватает, чтобы иностранцы сделали свою работу в ДФО. Поэтому срок пребывания для таких работников предлагают увеличить вдвое – до 180.
— На Дальнем Востоке создаются новые предприятия, привлекаются новые технологии. Для их старта требуются такие специалисты, которых нет в нашей стране. Инвесторы приглашают их для запуска проекта. Например, это коснулось компании «Колмар», которая для горно-обогатительного комбината «Денисовский» купила китайское оборудование и привлекла инженеров компании-производителя для монтажа, пуско-наладки и сервисного обслуживания оборудования. Оформление виз было непростым, а также есть ограничение не пребывание в стране по многократной деловой визе до 90 дней. Мы хотим увеличить срок для пребывания специалистов-иностранцев вдвое, чтобы они могли проводить работы по наладке оборудования и обучать российских специалистов работе на технике, – отмечал Александр Галушка.
Ответственные: глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка совместно с МИД, МВД и ФСБ России.
Сроки: отчёт должен быть предоставлен до 1 февраля 2018 года.
На Дальнем Востоке реконструируют аэропорты
40 аэропортов на Дальнем Востоке модернизируют. Из федерального бюджета должны выделить средства на реконструкцию следующих воздушных гаваней:
15 в Якутии: Нерюнгри, Нюрба, Депутатский, Сангар, Черский, Олёкминск, Хандыга, Белая гора, Верхневилюйск, Вилюйск, Зырянка, Маган, Усть-Нера, Жиганск, Полярный.
9 на Камчатке: Тиличики, Тигиль, Пахачи, Мильково, Усть-Камчатск, Соболево, Озёрная, Усть-Хайрюзово, Палана.
8 на Чукотке: Беринговский, Залив Креста, Кепервеем, Омолон, Певек, Лаврентий, Бухта Провидения, Марково.
4 в Хабаровском крае: Охотск, Аян (Мунук), Херпучи, Хурба.
2 в Магаданской области: Северо-Эвенск, Сеймчан.
1 в Приамурье: Тында.
1 на Сахалине: Оха.
По данным Правительства страны, по сравнению с 1990 годом количество аэродромов и посадочных площадок на Дальнем Востоке сократилось более чем в 5 раз — с 470 до 82. Руководитель агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что некоторые объекты находятся в критическом состоянии, и если не вложить средства в их реконструкцию, осуществлять авиаперевозки в регионе станет невозможно.
— Многие проекты надо упрощать, снимая излишние требования, что позволит удешевить реконструкцию объектов. ‹…› К примеру, вокруг аэродрома должно быть периметровое ограждение. Но ирония заключается в том, что в глушь, где до ближайшего крупного населённого пункта сотни километров, злоумышленник, против которого выстраивается это заграждение, сможет прилететь только самолётом! И таких примеров множество, — прокомментировал эксперт NaDV.ru.
Ответственные: министр транспорта Максим Соколов, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
Сроки: средства на реализацию должны быть найдены до 1 сентября 2018 года.
Появится план развития авиации Дальнего Востока
Министры и региональные власти разработают план развития авиации на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе до 2020 года. При планировании специалисты должны будут предусмотреть преимущественно российские воздушные суда. Чиновники также должны будут проработать меры господдержки организаций авиационной промышленности и авиакомпаний.
Сроки и ответственные: министр транспорта Максим Соколов, глава Минпромторга Денис Мантуров, глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Максим Орешкин и власти регионов Дальнего Востока и Байкальского региона
Сроки: план развития авиации должен быть представлен до 1 марта 2018 года.
Авиарейсы на Дальний Восток освободят от НДС
Дмитрий Медведев поручил обеспечить принятие закона об отмене налога на добавленную стоимость (НДС) авиарейсов на Дальний Восток и обратно. Сейчас закон находится на завершающей стадии рассмотрения в правительстве РФ.
По оценке авторов законопроекта, освобождение от НДС позволит повысить рентабельность дальневосточных рейсов, увеличит пассажиропоток.
— Обнуление НДС позволит авиакомпаниям сдержать цены, несмотря на инфляцию. Пассажирам это принесёт небольшую, но выгоду. Но радикальное снижение цен на билеты вряд ли произойдёт, — отмечает руководитель агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Ответственные: министр транспорта Максим Соколов, глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка, министр финансов Антон Силуанов.
Сроки: до 1 марта 2018 года
Рейсы в отдалённые посёлки Дальнего Востока будут просубсидированы
Субсидии на авиаперевозки в труднодоступные и отдалённые населённые пункты Дальнего Востока и Байкальского региона предоставят в приоритетном порядке. Соответствующие договоры о предоставлении госпомощи будут заключать с авиакомпаниями на срок до трёх лет. Кроме того, субсидировать будут и стыковочные авиарейсы из труднодоступных районов с промежуточной посадкой в узловых аэропортах.
Ответственные: глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка, министр транспорта Максим Соколов, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
Сроки: изменения в программу субсидирования должны быть предложены до 1 марта 2018 года.
Летом будет больше авиабилетов по спецтарифам
Количество билетов по специальным сниженным тарифам увеличат в летний период за счёт «невыбранных» квот в другие сезоны. Кроме того, льготные авиабилеты с Дальнего Востока и обратно станут доступны многодетным родителям.
Программа субсидирования перевозок на Дальний Восток действует с 2010 года. Сейчас купить билеты с 50% скидкой от среднего коммерческого предложения могут россияне в возрасте до 23 лет, пенсионеры, инвалиды первой группы и их сопровождающий, а также инвалиды с детства второй или третьей группы.
С начала года по 1 сентября по данной программе авиакомпании перевезли более 320 тысяч пассажиров на общую сумму субсидий в размере 2,2 млрд рублей. Всего в 2017 году на программу выделили 2,95 млрд рублей.
Ответственные: глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка, министр транспорта Максим Соколов, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Максим Орешкин подготовят изменения в программу субсидирования до 1 марта 2018 года.
Сроки: изменения в программу субсидирования должны быть предложены до 1 марта 2018 года.
На Дальнем Востоке построят и реконструируют семь пунктов пропуска
Дмитрий Медведев поручил выделить из федерального бюджета средства на обустройство семи пунктов пропуска через госграницу на Дальнем Востоке. Для каждого из них указаны сроки:
Морские пункты пропуска Ванино (в 2018 году)
Холмск (до 2020 года)
Невельск (до 2020 года)
Шахтёрск (до 2020 года)
Анадырь (до 2020 года)
Петропавловск-Камчатский (до 2019 года)
Железнодорожный пункт пропуска Пограничный – до 2019 года.
Экспортный потенциал дальневосточных пунктов пропуска до 2020 года оценивается в 70 млн, а сегодня возможности составляют всего 17 млн тонн. И для увеличения пропускных способностей необходимо построить и реконструировать пункты.
— У нас на Дальнем Востоке пунктов пропуска либо нет, либо не хватает, либо инфраструктуры нет, либо проходить границу нужно несколько часов. Это бутылочное горлышко мешает реализации большого экономического и культурного потенциала соседства. Отсюда и необходимость строительства дополнительной инфраструктуры, — отмечал Александр Галушка.
Сроки и ответственные: Минфин и Минтранс России должны обеспечить восстановление финансирования до 1 сентября 2018 года.