Гибкость ЕСХН объясняется тем, что он учитывает особенности организации сельского хозяйства как отрасли, привязанной к конкретным участкам земли. Единственным ограничивающим элементом для применения налога является установленный 70-процентный предел для потенциальных налогоплательщиков ЕСХН по формируемому доходу от сельскохозяйственной деятельности.
В 2016 году в целях поддержки АПК государство пошло дальше: был принят закон, согласно которому к плательщикам ЕСХН приравнивались организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги сельхозпроизводителям, которые в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности относятся к вспомогательной деятельности в области производства сельхозкультур и послеуборочной обработки сельхозпродукции.
По мнению экспертов, поправки к закону значительно расширили возможности сельскохозяйственных предприятий.
Как закон поможет сельхозпроизводителям?
Поясняя на пленарном заседании Госдумы 14 февраля необходимость принимаемого закона, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Геннадий Кулик сказал, что документ предоставляет более широкие права регионам для маневрирования размером налоговой ставки. «Принятие этого закона чрезвычайно важно в сложившихся обстоятельствах, и хотелось бы, чтобы он работал так долго и так успешно, как и закон о едином сельхозналоге», — подчеркнул депутат.
На 20 млрд рублей ежегодно в 2018-2020 годах, согласно принятому бюджету, будет увеличено финансирование АПК.
Кроме категории налогоплательщика, при определении ставки ЕСХН закон предлагает учитывать виды производимой сельскохозяйственной продукции, объёмы доходов и численность сотрудников. Размер ставки регионам позволено варьировать от нуля до шести процентов. Закон также позволяет устанавливать «налоговые каникулы» по уплате ЕСХН по критериям, определяемым региональными законами, и учитывать особенности сельскохозяйственной отрасли в различных регионах.
Депутаты Госдумы убеждены, что принятые изменения в Налоговый кодекс позволят снизить налоговую нагрузку на сельскохозяйственные организации и повысить инвестиционную привлекательность российских предприятий АПК. В результате ожидается увеличение доли отечественной сельскохозяйственной продукции на внутреннем и международном рынках.
В свою очередь, рост количества сельхозпредприятий приведёт к появлению новых рабочих мест, увеличению поступлений по налогу на доходы физлиц и развитию территорий в целом.
Справка
Согласно нормам Налогового кодекса РФ, сельхозтоваропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельхозпродукцию с последующей первичной и промышленной переработкой, а также реализующие эту продукцию. Важным условием при этом является доля дохода от реализации произведённой продукции, которая должна составлять не менее 70 процентов от общего дохода.
Источник: Парламентская газета