Условия, которые предлагает инвесторам режим территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, выгоднее аналогичных особых экономических зон как в России, так и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона с точки зрения общего налогового режима и социальных отчислений. Об этом сообщил первый заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Сергей Тырцев в ходе выступления на заседании Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона при Совете Федерации.
Как отметил первый замглавы Минвостокразвития, сегодня на долю Дальнего Востока приходится больше четверти прямых иностранных инвестиций в Россию, при этом пять лет назад этот показатель составлял два процента.
«Первые ТОР на Дальнем Востоке были созданы в 2015 году. За период действия режима создано 18 ТОР, в которых работает 334 резидента, реализующих проекты с объемом инвестиций 2,3 триллиона рублей, предполагается создание 58,1 тысяч рабочих мест», — сказал Сергей Тырцев, подчеркнув, что на каждый рубль, вложенный в ТОРы из федерального бюджета уже привлечено четырнадцать рублей инвестиций.
В ходе заседания сенаторы обратили внимание на социальные, правовые и экологические проблемы, связанные с организацией территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. Так, по мнению заместителя председателя Комитета СФ по обороне и безопасности Баира Жамсуева, слабая технико-экономическая проработка бизнес-планов конкретных резидентов может привести к невыполнению контрольных индикаторов эффективности проектов, проблемам с финансовыми институтами и ухудшению имиджа этого инструмента территориального развития.
Аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк остановился на вопросах системного характера, в том числе необходимости координации действий участников процесса развития ТОРов. В частности, Юрий Росляк предложил предусмотреть в Национальной программе по развитию Дальнего Востока на период до 2025, которая готовится по поручению Президента России, согласованный с региональными органами госудсртвенной власти раздел по комплексному развитию территорий опережающего развития во взаимосвязи с социальной поддержкой центров экономического роста, а также задачами национальных проектов, предусмотрев критерии ежегодной оценки эффективности этой программы, включая функционирование ТОР.
Баир Жамсуев подчеркнул, что «ТОР должны быть в первую очередь ориентированы на инвесторов, обеспечивать международные конкурентоспособные условия для ведения бизнеса». Как сообщил Сергей Тырцев, для сохранения конкурентоспособности необходимо совершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу режима ТОР.
«Результаты есть, но мы прекрасно понимаем, что механизмы поддержки в странах АТР постоянно совершенствуются и нам в этом случае нельзя быть отстающими. Минвостокразвития постоянно проводит мониторинг изменений, которые происходят в этой сфере у наших соседей в Азиатско-Тихоокеанском регионе, чтобы сохранять конкурентоспособность наших инструментов. Мы тоже постоянно совершенствуем наши режимы», — сказал Сергей Тырцев.
Он сообщил сенаторам, что на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект о включении в ТОР поверхностных водных объектов. 21 февраля проект федерального закона принят в первом чтении. Кроме того, разработаны Минвостокразвития и внесены в Правительство РФ законопроекты, предполагающие сокращение сроков прохождения государственной экспертизы объектов инфраструктуры ТОР с 60 до 30 дней; упрощение порядка и увеличение срока предоставления деловых и рабочих виз иностранным гражданам и членам их семей по предложению резидентов ТОР; упрощение изменения категорий земельных участков в соответствии с документацией по планировке территории.
Еще один законопроект касается наделения Минвостокразвития полномочиями по созданию на территории монопрофильных муниципальных образований ТОР, а также преобразования созданных моноТОР полностью или частично в ТОР созданных по полномочиям Минвостокразвития России. Стоит отметить, что резиденты, которые заключили соглашения о деятельности на моноТОР до ее преобразования при этом сохраняют ранее принятые условия осуществления деятельности и продолжают работу в качестве резидентов.
Стоит добавить, в 2019 году планируется создание еще двух территорий опережающего развития в новых дальневосточных регионах – Республике Бурятия и Забайкальском крае. Решение о создании ТОР принято 15 марта на заседании Подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. В ТОР «Бурятия» предполагается реализация 4 инвестиционных проектов с объемом инвестиций 24,7 млрд руб., созданием 1 760 рабочих мест. В ТОР «Забайкалье» предполагается реализация 15 инвестиционных проектов с объемом инвестиций 196,2 млрд руб., созданием 9 252 рабочих мест.
Источник: minvr.ru
10 апреля 2019