2021 год станет рубежным с точки зрения расширения охвата мировых выбросов парниковых газов механизмами углеродного ценообразования. Так, важнейшим событием станет запуск системы торговли квотами на выбросы СО2 в Китае, где подведены итоги работы региональных пилотов. Об этих и других значительных сдвигах говорится в обзоре зарубежного опыта углеродного ценообразования, который подготовил Департамент многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России.
В обзоре приведены данные международных организаций и проанализирован национальный опыт по введению «цены на углерод» в форме углеродных налогов или систем торговли квотами (СТК). По данным Всемирного банка, сейчас в мире насчитывается 64 таких инициативы, которыми покрыто 22% всех мировых выбросов. При этом и число инициатив, и покрытие растет, а в ближайшие годы ожидается и повышение цены за тонну СО2, если страны будут стремиться выполнить свои обязательства по Парижскому соглашению.
«Многие страны, особенно развитые, видят в введении цены на углерод самый эффективный способ снизить выбросы парниковых газов и тем самым смягчить негативные последствия изменения климата. По сути это способ уже сейчас посчитать те затраты, которые придется понести в будущем на ликвидацию последствий климатической трансформации. Страны и юрисдикции с более жестким ценообразованием будут стремиться выровнять правила игры для своих компаний и переносить часть затрат на внешних контрагентов. Именно это мы видим в случае с грядущим трансграничным углеродным механизмом в Евросоюзе» - директор Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России. Наталья Стапран.
Напомним, перспективы появления европейского пограничного механизма обсуждались и на первом заседании Экспертного совета по устойчивому развитию под председательством министра Максима Решетникова 2 февраля 2021 года. Представители крупного российского бизнеса и эксперты обозначили важность амбициозной национальной политики по снижению углеродного следа экономики. Передовое регулирование и позиционирование на международных площадках российских подходов к низкоуглеродному развитию напрямую отвечает интересам бизнеса с точки зрения сохранения его конкурентоспособности на глобальных рынках.
Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации