Андрей Морозов: Моя цель – быть полезным там, где родился

Андрей Морозов родился в селе Ваеги Анадырского района. Отец работал механизатором, мама – педагогом. Сам Андрей получил несколько специальностей: автослесарь, газоэлектросварщик, юрист, оператор ЭВМ. Правда, ни одна из них не стала делом жизни уроженца Ваег. Возможно, потому что не приближала его к заветной мечте.

Читать далее

– С детства мечтал кататься по тундре, путешествовать. Школьником прочитал много книг о путешественниках, моряках, первопроходцах. Сейчас моя мечта становится реальностью – езжу по Чукотке, в том числе и на снегоходе. Езда на снегоходе, вообще, стала моим большим увлечением. В прошлом году был в Москве, Салехарде, Коломне. Со временем планирую поехать за границу, посмотреть мир. Хочется много успеть в жизни. В прошлом году прыгал с парашютом. Два раза поднимался по горной речке – такие у меня экстремальные увлечения (улыбается).

В поисках себя и заработка Андрей стал присматриваться к одному из традиционных ремесел, которым всегда занимались односельчане, – изготовление ездовых нарт. Нарты были одним их ходовых товаров на проводившихся с конца XVIII в. так называемых «чукотских» ярмарках – Островенской, Анюйской, Марковской и Еропольской.

В начале прошлого века жители Ваег ездили каждую весну на знаменитую тогда на всей Чукотке Еропольскую ярмарку, где обменивали свои товары (мясо, рыбу, пушнину, изделия из дерева: нарты, топорища, полозья для нарт) на муку, соль, сахар, гвозди, чай, табак и другие необходимые в быту товары, в том числе и товары американской фирмы «Свенсон». Особенно ценились тогда топорища и нарты для собачьей и оленьей упряжки, которые изготавливали ваежские мастера из березы (Источник).

В советское время производство нарт поддерживали руководители предприятий, а в конце 90-х наступили другие времена, все пришло в запустение. Мастеров почти не осталось. Это ремесло практически прекратило свое существование.

На вопрос: «Почему именно нарты?» – Андрей отвечает откровенно, что хотел заработать.

– Торговать я не умею, хотел развивать что-то, связанное с производством. Долгое время думал, общался с людьми и понял, что хочу организовать изготовление нарт. Хозяйства реально нуждаются в них, изделия очень востребованы. Еще регулярно проводятся гонки на оленьих упряжках. В этом году, как и прежде, на соревнованиях в Канчалане наши нарты станут подарком для одного из призеров «Эракора». Фонд «Купол» приобрел их у меня с этой целью.

Есть спрос, значит, по классической схеме появится и тот, кто сделает предложение. Так в 2014 году ваежец зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и начал возрождать промысел в родном селе. Производство нарт ведется в частном домике с печным отоплением.

– В этом деле я скорее администратор. Мастер, непосредственно делающий нарты, – Михаил Родиков из Ваег. Он научился самостоятельно. Расспрашивал старожил, собирал знания по крупицам, набирался опыта. Вспоминал, чему его учил в детстве дедушка. В советское время была такая практика – школьники могли свободно посещать оленеводческие бригады, летом они работали и получали заработную плату. Детей приучали к труду, воспитывали стремление к самореализации в естественной среде, где они родились. Со временем эта традиция была утрачена. Коренным народам сложно адаптироваться в современном мире. Традиционное ремесло дает такую возможность и помогает быть востребованным.

С Михаилом Андрей был знаком, как и с другими односельчанами. Говорит, раньше просто знал, что в селе делают нарты и не придавал этому особого значения. Теперь значение имеет то, знают ли люди, и не только в Ваегах, о деле Андрея. Основные покупатели – частные лица. Правда, по признанию самого Андрея, на его малой родине пока ни один человек еще не приобрел нарты от Морозова.

– Рядом есть лес, кому надо, тот всегда может сделать нарты сам. Не каждый может себе позволить купить за ту цену, которую мы предлагаем. А мы пока не можем снизить себестоимость из-за малых объемов производства.

Предприниматель надеется, что заказы от организаций помогут увеличить объемы. Кроме этого, нарты могут стать хорошим подарком.

– Мы делаем и сувенирные копии. Сделали три штуки, одну подарили Фонду «Купол».

До первого собственного проекта был переезд в Анадырь в 2010 году. Андрей работал в разных сферах и организациях, а через некоторое время решил снова вернуться на малую родину и создать для себя и своей семьи рабочие места там, где родился. Так возник план создания тепличного хозяйства.

– Мы с женой немного устали от городской жизни и решили переехать в Ваеги. Село красивое, есть лес. Сейчас с занятостью в селе проблемы – мы решили обеспечить себя работой сами. Подумали, что если в городе стали выращивать зелень, почему бы не начать этим заниматься в сельской местности. В Ваегах есть спрос на эти продукты круглый год.

Дальше была встреча с Фондом «Купол», где Андрей рассказал об идее организации тепличного комплекса. В «Куполе» посоветовали обратиться в Фонд развития и прямых инвестиций Чукотского автономного округа. Там безвозмездно помогли составить бизнес-план и рассказали о грантах по поддержке начинающих фермеров в департаменте промышленной и сельскохозяйственной политики.

По данным Фонда развития и прямых инвестиций ЧАО летний период часть населения выращивает овощи для личного пользования в собственных теплицах. Проблема дефицита свежих овощей существует со времен закрытия тепличного хозяйства. Торговые предприятия и предприниматели очень неохотно везут данный вид продуктов в поселки, особенно в зимний период. Связано это с риском утраты потребительского качества товара в связи с коротким сроком хранения, территориальной удаленностью от районных центров и сложностью логистики. При длительной транспортировке овощи становятся малопригодны для употребления. Транспортная схема отличается сложностью и многоступенчатостью, а также высокой стоимостью.

– Зарегистрировал крестьянско-фермерское хозяйство, подал документы на грант и выиграл. Стоимость комплекса – 1,65 млн. Десять процентов «закрывает» предприниматель, остальное – средства гранта. Доставка оборудования – за наш счет. По условиям гранта также необходимо было иметь земельный участок. Самым простым и доступным решением стало оформление «дальневосточного гектара». Мне понравилось, что все можно было сделать через Интернет – не надо записываться, стоять в очереди, нести бумаги. Гектар оформил довольно быстро – примерно через месяц получил на руки договор.

Так Андрей с женой стали обладателями участка в 800 кв.м., чуть больше четверти которого (240 кв.м.) займет теплица. На остальной территории «гектара», возможно, семья будет развивать индивидуальное жилищное строительство.

В декабре 2017 года начинающий фермер получил приглашение из окружного правительства на Дни Дальнего Востока в Москву. В это же время компания, производящая тепличные комплексы, вышла с коммерческим предложением на Департамент сельского хозяйства округа.

– Мне позвонили с департамента и сказали, что у меня есть хорошая возможность съездить к производителю теплиц, находясь в Москве. Поехал в Тульскую область, посмотрел опытный образец комплекса, стал изучать, из каких материалов он производится. Изначально хотел делать теплицу из поликарбоната, производитель предлагал с двухслойной пленкой. Между слоями есть «подушка», которая держит тепло.

Принципиальное отличие пленки от поликарбоната, как говорит Андрей, в том, что поликарбонат со временем перестает пропускать свет, который необходим для роста овощей. После подробного изучения производителей пленок и опыта их использования в экстремальных условиях, остановился на компаниях из Хабаровского края и Якутии.

– В этих регионах на комплекс ставят японскую пленку, которая успешно используется при низких температурах. Что в Хабаровском крае, что в Якутии комплексы реально работают. Опыт хороший. Выращивают огурцы, помидоры. В Хабаровске даже клубнику круглый год.

Грант на развитие хозяйства семья Морозовых выиграла летом 2017. Потребовалось некоторое время для открытия счета в казначействе и реализацию бизнес-плана пришлось перенести на весну текущего года.

– Недели за три-четыре теплица будет полностью собрана и начнет работать. Компании сейчас предлагают своего специалиста, который выезжает на место и консультирует во время монтажа, а также обучает работе с комплексом. Сейчас еще думаю, выращивать в естественном грунте или использовать гидропонику.

Кроме собственного села, фермеры планируют обеспечивать тепличными овощами Усть-Белую и Марково. Сейчас речь идет о семи тоннах помидор, огурцов и зелени, но за успешным опытом может последовать и новый вызов – арктическая клубника.

Похоже, Андрей приобретает новую профессию, которая с высокой долей вероятности станет делом его жизни. Сам он скромно признается, что цель его «тепличного» проекта проста и понятна. Кажется, что немного скромничает – кроме него и жены, первое время в хозяйстве будут заняты еще два человека.

– Я хочу создать себе рабочее место, жить и работать дома. Вижу, что в селе есть такая перспектива. Вместе с проектом я реализуюсь сам и буду чувствовать себя востребованным.


Источник – prochukotku.ru