Российская неделя ГЧП

С 24 по 27 апреля 2018 года на новой технологичной площадке – Цифровое деловое пространство проходит V Инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП», являющийся крупнейшим мероприятием России и СНГ, посвященным вопросам привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры и реализации проектов государственно-частного партнерства. Чукотский автономный округ на российской неделе ГЧП представляют начальник управления экономики Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа Лилия Шадрина и директор НО «Фонд развития экономики и прямых инвестиций Чукотского автономного округа» Ольга Плотникова.

Читать далее

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев в приветственном слове в адрес участников Российской недели ГЧП отметил, что на этой площадке представители власти и бизнеса вместе ищут решения проблем, связанных с развитием государственно-частного партнерства.

Традиционно Российская неделя ГЧП начинается с результатов Рейтинга регионов по уровню развития ГЧП, являющегося комплексным показателем эффективности работы субъектов Российской Федерации в части обеспечения инфраструктурного развития на принципах государственно-частного партнерства.

Представители Чукотского автономного округа приняли участие в презентационной сессии «Региональное ГЧП от первых лиц: лучшие управленческие практики, достижения в рейтинге, перспективные проекты», пленарной и панельной дискуссиях «Пространственное развитие 2024: инфраструктура определяет экономический рост» и «Рынок капитала: барьеры на пути инфраструктурных инвестиций», а также в проектной лаборатории «”Коробочные” решения в приоритетных отраслях социальной сферы: школы и детские сады, поликлиники, дома для пожилых» в ходе которых обсуждались разнообразные вопросы.

Целеполагание и определение приоритетных отраслей, формирование квалифицированной проектной команды и обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия — представители регионов обменяются опытом в выстраивании в субъекте эффективной системы управления сферой ГЧП в целом и каждым проектом в частности. Также поделятся опытом разработки региональных инфраструктурных планов, внедрения мер поддержки для инфраструктурных инвесторов, системной подготовки кадров, создания специализированных информационных ресурсов и другими аспектами успешного запуска проектов.

В условиях увеличения дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации и одновременного сокращения прямого федерального софинансирования расходов, региональные органы власти продолжают заключать соглашения с частными инвесторами на условиях ГЧП, постепенно расширяя перечень таких объектов — появляются проекты ГЧП в сфере энергетики, IT, железнодорожной инфраструктуры, портовом хозяйстве.

По оценкам экспертов, общий объем инвестиций в проекты ГЧП на начало 2018 года составляет порядка 2,7 трлн. рублей, при чем 1,8 из них — средства частных инвесторов. В то время как в ряде развивающихся стран общий объем законтрактованных в действующих ГЧП – соглашениях инвестиций может достигать 10-18% от текущего размера экономики, в России этот показатель не превышает 3%.

Рост количества планируемых к запуску проектов и расширение отраслей, в которых применяется ГЧП, требует совершенствования регулирования финансово-банковской сферы и его либерализации для инфраструктурных проектов. Так, например, ослабление регулирования процесса выкупа инфраструктурных облигаций для НПФ и страховых организаций может привлечь в проекты новые пенсионные фонды и открыть этот рынок для страховщиков. Изменение правил резервирования в банковском секторе может привести в инфраструктурные проекты частные банки. Также положительно на привлечении финансирования в проекты ГЧП может сказаться внедрение мер финансовой поддержки, которые активно обсуждаются в рамках программы инфраструктурной ипотеки.

Унификация и типологизация ГЧП-проектов — международный тренд, который позволяет существенно сэкономить ресурсы на подготовительной стадии, что особенно актуально в проектах в социальной сфере, которые отличаются невысокой капиталоемкостью и низкой рентабельностью,— школы и детские сады, поликлиники, геронтологические центры и другие объекты социального обслуживания.

Фонд87, 25.04.2018 г.